Главная | Регистрация | Вход | RSS Среда, 08.05.2024, 22:51

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методические материалы для педагогических работников по профилактике ПАВ

  УДК 74.200

 

 

Н.В. Панова, канд. педагогических. наук, доцент СПб АППО;

 

 

Рецензенты:

 

С.В. Кривых, доктор педагогических наук, проректор  Института  Непрерывного образования взрослых СПб;

В.А. Токарева, директор ИМЦ  Кронштадтского района

 

Методические материалы для  педагогических работников  по профилактике  употребления и реализации наркотических веществ  содержат основные направления деятельности, регламентирующие работу образовательных организаций, и основные принципы организации ранней педагогической профилактики наркозависимости среди несовершеннолетних.  В  методические материалы  включены различные практические разработки для работы с подростками для проведения групповых и индивидуальных занятий, эффективные способы  педагогического взаимодействия с подростками в профилактической работе относительно употребления психоактивных веществ.

Издание адресовано  широкому кругу педагогов: классным руководителям, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, школьным психологам, занимающихся первичной психолого-педагогической профилактикой наркозависимости среди учащихся образовательных организаций.

 

Содержание

Введение

4

Глава 1.

Организация управления и контроля системы антинаркотической работы в школе    

9

1.1. Деятельность педагогического коллектива по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ

10

1.2. Требования к организации профилактики употребления и распространения психоактивных веществ

13

1.3. Основные направления работы в образовательной организации профилактики употребления и распространения психоактивных веществ

18

Глава 2.

Воспитательно-педагогические методы деятельности педагогов, направленные на формирование знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема наркотиков

27

2.1. Игровые модели организации группового взаимодействия  в профилактике  употребления и реализации наркотических веществ

27

2.2. Техники формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема наркотических средств

38

2.3.Индивидуальная профилактика    формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема наркотиков

55

2.4.Тренинг развивающих занятий "Без наркотиков!"

75

2.5. Тренинг для подростков  с девиантным поведением

88

Заключение

100

Список литературы

102

Приложение 1Унифицированный ведомственный словарь терминов,
используемых при оценке масштабов распространения
и незаконного потребления наркотиков"

104

Приложение 2.Выписки из Уголовного  кодекса Российской Федерации

144

Приложение 3.  Диагностика Величина вашего стресса

 

175

Z Введение

Человек  воспитывается не по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим  моментом 

   является  не его прямая логика, а логика

   и действие всей суммы средств,

   гармонически организованных.

                                       А.С.Макаренко

 

         

 Для решения общегосударственной проблемы борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы профилактики ПАВ с привлечением широкого круга общественности. Это требует как больших материальных затрат, так и длительной, кропотливой работы.

Изначально любая профилактика, будь то кратковременная акция или длительное мероприятие, призвана донести информацию о правилах поведения и предполагаемых последствиях в случае не соблюдения их. Главная цель профилактики не воспитание или формирование ценностных качеств личности, а осведомление, предупреждение чего-либо, в данном случае употребления наркотиков.

Председатель Государственного антинаркотического комитета РФ Виктор Иванов, выступая на заседании Государственного антинаркотического комитета 21 декабря 2011 г. заявил, что государственная политика «требует переходить от того, чтобы только ловить и лечить, к тому, чтобы менять общество и инфраструктуру социализации молодежи»

В целях обеспечения исполнения указанных санкций, предлагается внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 46 УК РФ, установив верхний предел штрафа в размере десяти миллионов рублей. Также предлагается исключить штрафные санкции из ст. 228 УК РФ, т.к. назначение такого наказания не способствует достижению целей, перечисленных в ч. 2 ст. 43 УК РФ, а именно, восстановлению социальной справедливости: субъектами здесь, как правило, выступают люди больные, которые сами нуждаются в помощи, в т.ч. и помощи специалистов, и в силу своего болезненного пристрастия к наркотикам в большинстве случаев не обладают необходимыми средствами. Приведенные выше изменения санкций позволят переложить часть расходов по лечению и реабилитации наркоманов с государства и медицинских учреждений на лиц, виновных в распространении наркотиков. Все перечисленные меры правового характера в совокупности способны изменить к лучшему ситуацию, связанную с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков и антинаркотической пропаганды.

Возвратив в ст. 228 УК исключенное новым УК основание освобождения наркомана от ответственности, мы тем самым разрушим для большинства из них преграду в виде страха перед ответственностью для обращения в лечебные и реабилитационные учреждения. В сложившейся, по сути, катастрофической ситуации следует использовать малейшую возможность вовлечения наркоманов и лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ, в процесс профилактики, лечения и реабилитации. В нынешних условиях чрезвычайно важным становится процесс психолого-педагогического сопровождения, с учетом влияния социальной ситуации развития на подростка.

Вопросы психолого-педагогического сопровождения, с учетом влияния социальной ситуации развития на подростка, факторы, определяющие ее как в теоретическом, так и в практическом плане, остаются малоизученными, что затрудняет разработку эффективных воздействий для ее дальнейшего развития.

Апробированные программы психологической помощи, рекомендации не объединены единой методологической базой, а поэтому оценки их эффективности, результативности представляются проблематичными.

Что же касается вопросов реальной помощи подросткам на разных этапах онтогенеза, то она изучена недостаточно. Следовательно, поиск пути ее решения и определяют проблему обоснования возможности интеграции взаимодействия педагогов, родителей и подростков для профилактики и предупреждения употребления ПАВ.

Наркомания – это не только медицинская, но и серьезная социальная проблема, так как данное заболевание влечет множество социальных, не связанных со здоровьем напрямую последствий в виде вовлечения зависимого в криминальную деятельность, прекращения обучения, отсутствия профессии, постоянного места работы, дохода, нарушения семейных отношений.

Незнание последствий употребления ПАВ и их вредного влияния на организм порождает отсутствие у некоторых подростков ответственности по отношению к своей жизни и здоровью, что ведет к деструктивному (саморазрушающему) поведению. К деструктивному поведению относят наркоманию и другие виды химической зависимости. Прямое следствие деструктивного поведения для человека - остановка личностного развития, а затем и полная деградация личности. Напротив, изменению в сознании подростка может служить активное участие детей в деятельности, с построением информационно-игрового пространства, направленного на развитие позитивных качеств личности, которое отражается на их установках относительно употребления опьяняющих веществ в будущем, создании условий, обеспечивающих обучение учащихся критическому отношению к информации наркогенного содержания в настоящем. Данная деятельность существенно повышает эффективность профилактической деятельности и на более длительный срок предохраняет от начала употребления ПАВ.

Осознавая, что в последнее время укрепляется тенденция к расширению состава группы риска (иногда вплоть до зачисления в нее всех учащихся школы), важно учесть факторы, повышающие риск начала употребления ПАВ.

Среди факторов, которые повышают риск начала употребления наркотиков, учителями названы следующие:

1. Обстановка в семье: отчуждение между детьми и родителями, которое часто встречается не только в проблемных, но в среднестатистических семьях (стиль воспитания, когда «детям всецело доверяют, совершенно всецело») и в «благополучных» семьях (где «некуда применить лишние деньги» и дети имеют на руках средства для карманных расходов).

2. Психологические проблемы подросткового возраста: любопытство («... то, что запретно, то и как бы хочется принять»); беззаботность («... возможно, считает: что со мной этого не произойдет, да он сел, а я не такой - у меня получится бросить, я к этому не привыкну»); эффект компании («... из-за того, чтобы быть, как все, не быть «белой вороной» в компании»); потребность в самоутверждении и др.

3. Личностные особенности: неумение расслабиться (наркотики становятся способом ухода от проблем); опыт употребления алкоголя («... алкоголь и наркомания - они взаимосвязаны, потому что после алкоголя надо наркотики принять»); слабый характер. Как учителями, так и родителями слабость характера часто называется основным фактором, т.к. в любых условиях дети реагируют по-разному. («Есть дети слабые, и есть дети сильные, которые могут противостоять», «... и получается, что если в ребенке стержень родителями заложен, то он уже сможет выбрать, как было» (учитель).

4. Социальные проблемы: неорганизованность досуга («... проблема в этом заключается процентов на 60... мама не может 24 часа в сутки уследить за ребенком, также, как и учителя» (заместитель директора по воспитательной работе,); создание привлекательного имиджа наркотиков и человека, «употребляющего наркотики», через СМИ и продукты массовой культуры; физическое насилие к употреблению наркотиков [ Источник: ru/training/kit/uveren.html).]. Самые большие противоречия связаны с поколенческими различиями между учителями и учениками. Векторы поколенческих различий задаются спецификой адаптации родителей и их детей к меняющимся социально-экономическим условиям (социальное расслоение, идеологический вакуум, отсутствие внимания со стороны общества к проблеме воспитания детей и обозримой системы социализации и т.п.), а также особенностями воспитательных подходов родителей, отражающих их стремление дать детям то, чего они были лишены в своем детстве. http://www.narkotiki.ru/5_5597.htmктики наркотизма)

Несмотря на то, что в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовная ответственность за совершенные преступления наступает с 16 лет. За преступление, предусмотренное ст. 229 УК РФ (хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества), с 14-летнего возраста. Административная ответственность за совершение правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков наступает с 16 лет.

При решении задач профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними в образовательной среде необходимо развитие содержательных, научных, методических оснований профилактической деятельности в соответствии с реалиями современного развития общества.

Распространение и разъяснение знаний, взглядов и морально-этических принципов, направленных на формирование здорового образа жизни являются важными организационными способами воздействия на наркопреступность среди подростков и негативного отношения к потреблению наркотических средств,

Другим направлением профилактики преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков следует назвать совершенствование воспитательной и индивидуально-профилактической работы в подростковых коллективах.

Индивидуальная система ранней профилактики наркомании не требует дополнительных затрат, легко применима в общеобразовательных учреждениях и приносит хорошие результаты.

Система включает организацию управления и контроля системы антинаркотической работы в школе, деятельность педагогического коллектива по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ, а также индивидуальную работу с учащимися.

 

Z Глава 1. Организация управления и контроля системы антинаркотической работы в образовательной организации

 

 

Для  успешно действующей системы антинаркотической работы в образовательной организации необходимо, прежде всего, убедить весь преподавательский состав школы в важности этой работы, в ее эффективности. Основная работа по воспитанию у школьников стойкого иммунитета к наркотикам должна проводиться именно педагогическими коллективами школы.

  • Проблемы борьбы с наркоманией обсуждаются на заседаниях методических объединений классных руководителей. Не реже, чем раз в месяц заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог и заведующий библиотекой в рекомендательном порядке представляют классным руководителям и учителям-предметникам опубликованные в средствах печати материалы, касающиеся пагубных последствий наркомании.
  • Тема профилактики наркомании включается в повестку дня заседания педсоветов по итогам каждого учебного полугодия.
  • Руководитель учебного заведения не реже, чем раз в месяц обменивается информацией о ходе профилактической работы с детскими работниками милиции.
  • Не реже раза в год ход работы по ранней профилактике наркомании обсуждается на заседаниях родительского комитета и Совета школы.
  • Проводимая работа по профилактике наркомании фиксируется в журналах учета классной и школьной воспитательной работы.
  • Итоги этой работы отражают в отдельном разделе в анализе воспитательной работы за учебный год.

 

 

1.1. Деятельность педагогического коллектива по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ

Деятельность по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ должна быть постоянной, осуществляемой в самых разнообразных формах, доступных и интересных формах для подростков и молодежи. И, самое главное, она должна быть своевременной. Важно осознать и принять то обстоятельство, что возраст приобщения к наркотикам резко упал — иногда это 9-10 лет. Поэтому поздно информировать и предупреждать об опасностях, которые таит в себе наркомания, 14-15-летних подростков. Многие из них успели попробовать наркотики, некоторые уже к ним пристрастились, а у остальных успело сложиться или позитивное, или, что не намного лучше, безразличное отношение к распространению наркомании. Врач-нарколог в работе с 11- 12-летними подростками дает знания о том, что такое наркомания и в чем ее опасность [Источник: http://uvd45.ru/5-kurs/metodicheskie-rekomendatcii-po-rannei-profilaktike-narkomanii-i-to/].

Антинаркотическая пропаганда является основным по профилактике наркомании и токсикомании среди учащихся и требует планирования по двум направлениям.

1) Методика проведения бесед.

Один раз в четверть перед учащимися выступает заместитель директора по воспитательной работе или педагог-психолог школы. Один раз в полугодие — инспектор по делам несовершеннолетних ОВД, раз в год другие приглашенные специалисты (врачи-наркологи, психологи и т.д.). Учителя-предметники и классный руководитель проводят беседы не менее двух раз в месяц. Беседы последних не должны быть длительными. Желательно проводить их в 10-15-минутный срок. Порядок изложения материала рекомендуется планировать на каждое учебное полугодие.

2) Содержание бесед.

В первых беседах можно изложить материал в обобщенном виде. Последующие беседы следует посветить конкретным темам, например:

  • понятие о наркотиках и лекарственных препаратах, содержащих наркотические и психотропные вещества;
  • опасность любого эксперимента с наркотиками и негативные последствия их применения;
  • проблема « легких» наркотиков и секрет их популярности;
  • привыкание к наркотикам и «ломка»;
  • признаки употребления наркотиков;
  • гибель от передозировки;
  • проблемы здоровья наркоманов;
  • заболевания, сопутствующие наркомании;
  • уголовная ответственность;
  • рост преступлений, совершаемых наркоманами и т.д.

Подробное содержание бесед изложено в учебно-методических пособиях, брошюрах для педагогов и родителей по антинаркотической проблематике.

Российский врач-нарколог С. Б. Белогуров: “...наркоман, в общем, не лечится. Он перевоспитывается. Или перестраивает свою психику (Здесь и далее курсив наш. — М. П..), если угодно... одними медицинскими средствами (даже самыми современными) с наркоманией не справиться не только в обществе, но и у одного конкретного больного, ... потому, что наркомания необычная болезнь — это состояние, которое изменяет всю личность целиком”.

Приведенные высказывания еще раз доказывают справедливость нашего мнения о том, что наиболее эффективной является психосоциальная модель профилактики наркотизма.

На уроках, классных часах, родительских собраниях, во время индивидуальных бесед следует терпеливо и настойчиво разъяснять учащимся и их родителям пагубные последствия употребления наркотиков, чтобы каждый учащийся и родитель осознал, что наркомания -тяжелая болезнь.

При приеме наркотиков довольно быстро возникает психическая и физическая зависимость, болезненное неодолимое стремление принимать этот препарат еще и еще. Как только действие и дальнейшее потребление препарата прекращаются, в организме происходят интенсивные психологические и физические расстройства, на языке медиков — «абсистенция», а на языке наркоманов — «ломка». Человек при этом испытывает страшные мучения, сильную боль во всех мышцах, ломоту в костях, он буквально корчится от боли. Отмечено немало случаев самоубийств наркоманов в состоянии абсистенции. Многие наркоманы уже в 35-летнем возрасте выглядят стариками, редко кто из них доживает до 35-40 лет.

Педагоги должны настойчиво повторять учащимся, что употребление наркотиков приводит к деградации личности, наркоман не может управлять своими действиями и поступками, ему чужды такие чувства как любовь, дружба, родственные привязанности, творческие стремления. Каждый день наркомана начинается проблемой: где и как раздобыть очередную дозу наркотика, чтобы избежать наступления «ломки». В поисках средств на приобретение наркотиков они могут пойти на тяжкие преступления, вплоть до убийства.

Подростков очень впечатляют конкретные примеры, случаи гибели людей от передозировки наркотика.

Важно рассказать детям о возможностях передозировки, наступающей независимо от желания и действий наркомана. Как правило, сбытчики наркотиков редко продают героин в чистом виде, подмешивая для увеличения массы вещества различные добавки в виде порошков. Чтобы добиться состояния эйфории (так называемого «кайфа»), наркоману требуется большее количество вещества, чем доза чистого героина. К такой дозе он привыкает и в случае применения такой же дозы чистого героина, произойдет передозировка, которая может повлечь смертельный исход.

Подростки заинтересовано слушают разъяснения о привлечении к уголовной ответственности по ст. 228 Уголовного кодекса РФ, которая гласит: «Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет». При этом необходимо подчеркнуть, что крупным размером считается: кокаин от 0,01 до 1 гр., метадон от 0,01 до 1 гр., морфин от 0,01 до 1 гр., героин от 0,01 до 0,05 гр. Таким образом, под понятие крупного размера подпадает даже одна доза наркотического вещества.

В беседах необходимо затронуть вопросы токсикомании, т.е. склонности детей использовать для одурманивания вдыхания паров различных растворителей: бензола, бензина, клея «Момент»» и т.п., и о пагубности этих привычек. Попадая в организм ребенка через кровь, они действуют подавляюще на клетки головного мозга, резко снижают интеллект личности и часто приводят к необратимым процессам, таким как потеря памяти.

Необходимость устрашающей «шоковой» терапии объясняется привыканием к другим формам преподнесения информации. Страх необходимо сеять не только вокруг образа наркомана, но и вокруг наркотика и привыкания к его употреблению. Особенно эффективное воздействие такие методы имеют на учащихся 5-6 классов, еще не готовых к восприятию устрашающих образов. Труднее в этом отношении с 14-15-летними подростками, готовыми на себе испытать степень риска, почувствовать себя взрослыми. С подростками «группы риска» необходимо проведение индивидуальной работы. После цикла бесед, лекций специалистов, демонстрации фильмов с антинаркотической тематикой и проведения других мероприятий полезно вовлечение учащихся в диспуты, свободный обмен мнениями и впечатлениями о проведенных мероприятиях.

Опыты публичного разыгрывания и обсуждения жизненных ситуаций вокруг наркотиков, подготовка школьных лекторских групп и проведение других мероприятий, имеющих игровой элемент, делают самих учеников активными участниками, посредниками и творцами антинаркотической пропаганды. [Источник:http://uvd45.ru/5-kurs/metodicheskie-rekomendatcii-po-rannei-profilaktike-narkomanii-i-to/ ]

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz