Главная | Регистрация | Вход | RSS Четверг, 09.05.2024, 00:57

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Монография


 

Н.В. Панова

 

 

 

 

Формирование коммуникативной компетентности в личностно-профессиональном развитии педагога

 

 

 

 

 

 

 

Монография

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2012


 

 

 

 


Монография представляет рассмотрение теоретических и практических аспектов деятельности в решении проблем современного Санкт-Петербургского педагога, имеющего глубокие традиции в преподавании и  непрерывном самосовершенствовании.

Монография освещают широкий круг вопросов формирования педагогической компетентности, содержит большое количество материалов по управленческой культуре, инновационным практикам педагогов, службы их сопровождения на разных этапах жизненного пути.

Монография адресована  научным и практическим работникам  сферы образования, интересующихся вопросами теоретических и практических аспектов внедрения и дальнейшего совершенствования ценностного сознания  в профессиональной жизни педагога.

 

 

 

Содержание

Введение

 

Глава 1.

Личностно-профессиональное развитие педагога   как универсальная характеристика компетентности педагога

 2

1.1.

Профессиональная компетентность педагога в современном образовани

4

1.2.

Феномен «личностно-профессионального развития педагога» в профессиональной компетентности

35

1.3.

Управление интеграционными процессами в системе профессионального  развития педагога

83

1.4.

Формирование копетентностей учащихся в реализации ФГОС

94

Глава 2.

 Теоретико-методологическое  обоснование концепции коммуникативной компетентности в личностно-профессиональном развитии педагога 

 

2.1.

Коммуникативная компетентность как компонент психолого-педагогической культуры педагога в социализации личности

113

2.2.

Развитие способности педагога к непрерывному образованию посредством повышения уровня коммуникативной компетентности

134

2.3.

Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы

158

2.4.

Условия формирования стрессоустойчивости педагога как путь формирования коммуникативной компетентности

148

Глава 3

Коммуникативная компетентность руководителя  образовательного учреждения

 

3.1.

Коммуникативная компетентность руководителя  в управлении имиджем школы как основа конкурентноспособности образовательного учреждения

162

3.2.

Развитие коммуникативной компетентности менеджеров образования в процессе повышения квалификации Специфика  психологического влияния  в управленческой деятельности

 178

3.3.

Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения Психологические критерии оценки и коррекции управленческой деятельности руководителей общеобразовательных учреждений

 207

3.4.

Психологические особенности управления профессиональной мотивацией деятельности педагогического коллектива Эмоциональная устойчивость

 234


Введение

 

Интенсивный рост научного знания и высокие темпы социально-экономических изменений придают особую значимость развитию образования, являющегося действенным фактором повышения культурно- образовательного уровня общества в целом и создания условий его дальнейшего совершенствования. Мировая философская мысль полагает, что будущее состояние и развитие цивилизации зависит от того, какими знаниями, качествами и способностями будет обладать человек, получающий образование в наше время. Все это требует высокого уровня профессионализма специалистов образовательной сферы и эффективности их профессиональной деятельности. Новая философская эпоха требует формирования нового идеала научного знания. Если научное знание, по своему истоку, есть стремление найти неизменное основание для изменяющегося, то таким неизменным выступает теперь сама воля, формирующая реальность. Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и будет выступать одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного образования. Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

·               развивающиеся потребности личности, общества, государства;

·               расширение пространства образования современных педагогов;

·               вариативность подготовки педагогов нового поколения;

·               научно-методическое обеспечение профессионально-личност-ного становления педагога на различных этапах его жизненного пути.

Для осуществления своей миссии учителю необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности. Современные социокультурные процессы в России с одной стороны, и новая генерация детей, с другой, с необходимостью требуют модернизации образования и соответствующей компетенции учителя

В ряду многих революций, произошедших в прошлом, XX, веке (социальных, технических, информационных и др.), одной из наиболее значительных стала управленческая. Именно в том веке управление (менеджмент) сформировалось как особая, интенсивно развивающаяся область профессиональной деятельности.

Первостепенной задачей и условием модернизации российского образования является повышение профессионализма педагогов, соответствующего запросам современной жизни [Педагогика. Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.  120, с. 9-17].

Вместе с тем, состояние образовательной практики показывает, что многие педагоги независимо от стажа работы и специальности не обладают необходимым уровнем профессиональной компетентности. Многие из них испытывают объективную потребность в существенном обновлении своих методологических, психолого-педагогических и предметных знаний. Педагоги-практики отмечают, что в ряду профессиональных трудностей, которые им приходится преодолевать, наиболее типичными являются именно научно-методические, особенно в сфере методологии преподаваемой дисциплины, научно-методического обеспечения и сопровождения учебного предмета, внедрения инноваций, педагогического проектирования. Серьезные сложности возникают в проведении исследования, организации мониторинга, а также при обработке и интерпретации полученных результатов. Особые проблемы у педагогов вызывает анализ и самоанализ своей деятельности и деятельности коллег, а также оформление и представление результатов индивидуальных исследований. Изменение  характера традиционных функций педагогической деятельности от нормативно-исполнительского к исследовательскому и инновационному, от методического к научно-методическому - требует новых теоретико-методологических знаний и практических умений, не характерных ранее для педагогической практики.

К настоящему времени в педагогической науке обоснован ряд положений, важных для осмысления вопросов формирования коммуникативной компетентности педагогов. Анализ научных исследований позволяет выявить теоретические предпосылки, раскрывающие общие философские и психолого-педагогические аспекты сущности вопросов дополнительного профессионального образования и организации образовательного процесса повышения квалификации; современные тенденции развития исследовательской деятельности; идеи компетентностного подхода к процессу профессионального образования, обосновывающие понятие, структуру. технологию формирования профессиональной компетентности. Вместе с тем, в исследованиях не достаточно освещаются вопросы формирования коммуникативной компетентности, не дается целостного и системного представления о педагогическом обеспечении процесса формирования данного компонента личностно-профессиональной компетентности педагога. Анализ научных исследований в процессе повышения квалификации позволяют выделить ряд противоречий между:

·        традиционной ориентацией содержания образования в системе повышения квалификации на освоение вопросов теории и методики преподавания учебного предмета и современным требованием формировать у педагогов комплекс профессиональных компетентностей;

·        необходимостью целенаправленного формирования коммуникативной компетентности компетентности педагогов и недостаточной разработанностью вопросов теории и практики формирования данного компонента личностно-профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации;

·        стремлением педагогов к повышению эффективности руководства исследовательской деятельностью школьников и недостаточной разработанностью условий ее формирования в сложившейся практике системы дополнительного профессионального образования.

Современное поликультурное общество требует культурологической компетентности, диалога культур, овладения коммуникативной компетентностью, культурой диалога, толерантностью, солидарностью. Особо важным становится формирование самосознания педагога, уважение к другой культуре и терпимость к инакомыслию, совместное сосуществование в мире без войн.

Разнообразие, вариативность, выбор в образовании требуют от учителя собственной педагогической позиции, осознания своего опыта на уровне теории, понимания различных подходов к образованию и выбора методов, то есть методологической компетентности. Теоретическое осмысление опыта на уровне структурированных, обобщенных знаний, становящихся способом деятельности, является механизмом саморазвития.

Таким образом, педагогическая компетентность будет включать в себя методологическую, информационную, коммуникативную, социальную и культурологическую компетенции.

 


Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz