Главная | Регистрация | Вход | RSS Среда, 08.05.2024, 23:56

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

задание по психологии управления

Контрольная работа №2 по программе «Деловое  общение в образовательном учреждении» вся администрация ОУ – 3-5 чел.

Проведите диагностику 5 членов вашего  коллектива, самодиагностику. Проинтерпретируйте  полученные результаты. Используя  предложенные материалы

 

Тест «Кто Вы: администратор или лидер?»

Инструкция. Предлагаем анкету для самооценки. Тщательно про­думав нижеследующие высказывания, постарайтесь определить степень вашего согласия с содержанием каждого из них по одиннадцатибалль­ной шкале (от 0 до 10).

Зафиксируйте результаты ваших размышлений в соответствующих клетках регистрационного бланка 1. Имейте в виду, что 10 здесь озна­чает полное согласие с высказыванием, 0 — полное несогласие, 5 — согласие наполовину. Остальные оценки согласия располагаются по восходящей от 0 до 5 и от 5 до 10.

 

Опросный лист

1.      Поддерживаю линию на то, чтобы члены любого трудового кол­лектива сами выбирали себе руководителей.

2.      Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться».

3.      Люди доверяют мне свои личные тайны.

4.      Все люди хотят одного — власти, я не исключение.

5.      Я вступаюсь за членов коллектива всякий раз, когда с ними по­ступают несправедливо.

6.      Я согласен с поговоркой: «Если лошадь везет плохо, ее надо бить».

7.      В спорах и конфликтах не зависящие от меня люди обращаются ко мне как к арбитру.

8.      Думаю, что людям в личных интересах выгодно иметь руководи­телем человека непреклонного, жесткого и, быть может, даже безжалостного; я стараюсь быть именно таким.

9.      Я могу ладить (срабатываться) с людьми, даже если они мне не по душе.

10.  Основное, что требуется руководителю для достижения успеха в управлении, — это умение любыми средствами принудить лю­дей выполнять работу; я поступаю именно так.

11.  Я чувствую в себе способность и готовность практически дейст­вовать для решения общих проблем (нужд) членов коллектива.

12.  Я отдаю распоряжения, команды, приказы, указания разным людям в одинаковой форме.

13.  В интересах дела я руководствуюсь мнением, противополож­ным моей собственной позиции.

14.  Я глубоко убежден в том, что успешным может быть лишь тот руководитель, которого боятся.

15.  Я практически действую так, чтобы каждый мог проявить свои способности и возможности наилучшим образом.

16.  Даже для решения вопросов, затрагивающих большинство чле­нов коллектива, я не организую массовые обсуждения — это тормозит процесс принятия решений.

17.  Мне удается повести людей за собой (вовлечь их в какие-либо дела), даже если они совершенно независимы от меня (не под­чинены мне).

18.  Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглашаются со мной, боясь «нарваться» на неприятности.

19.  Когда надо было просить что-либо от имени коллектива, к ру­ководству приходилось идти мне.

20.  Личный опыт научил меня, что успех приходит к руководителю, способному организовать систему полного единоначалия; у ме­ня это получается.

 

 

 

 

Регистрационный бланк 1

Шкала

Баллы

Результаты

Баллы

%

Л

 

А

1   3   5   7   9   11   13   15   17   19

 

2   4   6   8   10   12   14   16   18   20

 

 

 

Обработка результатов: 1) суммируйте все баллы шкалы Л (нечетные высказывания), итог запишите после символа Л в клет­ке «Результат»; 2) повторите эту же операцию с высказывания­ми под четными номерами; итог запишите после символа А (шка­ла А).

Первый результат (Л) будет отображением вашего представ­ления о себе как о лидере, второй (А) — отображением вашего представления о себе как руководителе административного ти­па. Отношение этих двух чисел будет отображать соотношение в вашей деятельности лидерского начала руководства людьми с административным потенциалом. Пусть, например, итог само­оценки выглядит следующим образом: Л=80, А=60. Переведя эти значения в проценты, получим, что на 57% в вашей деятель­ности проявляются лидерские качества и лишь на 43% то, что диктуется административными установками.

Попробуйте отобразить результаты вашей самооценки на диа­грамме (рис. 5), где надо отложить значения по шкале Л на го­ризонтальной линии, по шкале А—на вертикальной. Восстано­вив к полученным точкам перпендикуляры, вы найдете свою точку. Это геометрическое представление наглядно и удобно.

 

100

90

80

70

60

50



 

0            10         20         30         40         50         60         70         80         90         100

 

40

30

20

10

0

 

Диаграмма самооценки

 

В нашем примере (Л=80, А=60) точка располагается в пра­вом верхнем квадранте. Это означает, что мы имеем дело с че­ловеком, в психике которого сочетаются лидерские способно­сти с административными установками. Если искомая точка ока­жется в правом нижнем квадранте, это свидетельствует о доми­нировании лидерских склонностей и способностей. Точка, на­ходящаяся в левом верхнем квадранте, говорит прямо об обрат­ном: в деятельности человека доминируют административные начала. Точка, расположенная в левом нижнем квадранте, — показатель низкого развития или отсутствия способностей к ру­ководящей работе вообще.

Чем же отличается руководитель-лидер от руководителя ад­министратора. Самое общее различие состоит в том, что лидер не командует, не приказывает и «не давит» на работников ради достижения каких-либо, порой далеких от их понимания, це­лей, а ведет людей за собой на решение общих для данного кол­лектива проблем.

Почему хуже руководитель административного типа? Преж­де всего потому, что он обращен всегда или почти всегда к тре­бованиям «сверху», к тем, кто его назначил и от чьего отноше­ния зависит его карьера. Потребности управляемого коллектива для руководителя-администратора имеют значение лишь постоль­ку, поскольку существует указание вышестоящих руководите­лей быть чутким, заниматься социально-бытовыми и профес­сиональными нуждами членов коллектива. Он может проводить правильную линию, не интересуясь или мало интересуясь отно­шением к ней тех, кем его поставили руководить. Для него все подчиненные на одно лицо. Он их различает не как личности, а как работников, лишь по степени включенности в решение за­дач, продиктованных сверху или им самим. Административный стиль управления исключает вовлечение людей в свободные об­суждения по поводу решаемых проблем, как исключает он и равноправный обмен критическими замечаниями. Ведь с адми­нистратором не поспоришь. Он от тебя независим и быстро по­ставит тебя на место. Администратор устремлен к созданию и укреплению своего доминирующего положения в коллективе практически любыми средствами. Он абсолютно убежден, что люди нуждаются в твердой руке, прямо-таки мечтают, чтобы над ними стояла некая сильная руководящая личность, прини­мающая за них решения не только в крупных делах, но и в ме­лочах. Для администратора все люди, находящиеся внизу соци­альной лестницы или ниже его в управленческой иерархии, оди­наковы, и побуждать их к деятельности следует одинаковыми средствами, среди которых на первое место он ставит методы прямого командного воздействия (давления, принуждения, на­казания, контроля, запугивания последствиями).

Социально приемлемым и эффективным в наше время явля­ется руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. Что же характеризует лидера коллектива? В первую очередь — способность воспринимать общие нужды и проблемы трудового коллектива и принимать на себя ту долю работы по удовлетво­рению этих нужд и решению проблем, которую остальные чле­ны коллектива взять на себя не могут. Но главное для лидера — умение так поставить задачу и предложить такие контуры реше­ния, чтобы это касалось всех или, по крайней мере, большинст­ва членов коллектива. Лидер может выступить в роли ведущего во многих амплуа, и тогда это широкомасштабный (или даже универсальный) лидер, или быть, так сказать, узкопрофилированным, и тогда это — лидер узкоспециализированный. Члены коллектива обычно безошибочно улавливают это различие и не путают, с каким вопросом и к кому именно нужно обращаться. Отсюда следует, что будучи лидером в одном, можно оказаться ведомым в другом. Возглавлять трудовой коллектив как целое может лишь тот человек, который формулирует задачу, волную­щую большинство членов коллектива, принимает на себя ответ­ственность за создание пусть не всех, но обязательно основных, значимых условий решения этой задачи. Лидер знает, в чем со­стоят интересы людей, с которыми он связан по работе, готов их отстаивать, способен понять трудности (проблемы) отдель­ного человека, чувствует, кто в нем нуждается. Готов вступиться за человека, если с ним обходятся несправедливо. Ставит во­просы о нуждах коллектива перед руководством, не дожидаясь приказа «сверху». Способен понимать то, о чем люди предпочи­тают умалчивать. Способен улавливать и выражать общее мне­ние членов коллектива по любым значимым для них вопросам. Он готов жертвовать личными интересами ради интересов кол­лектива. Он может, независимо от занимаемой должности, при­нимать на себя функции представителя коллектива, выступает с предложениями о путях удовлетворения нужд членов коллектива.

Словом, лидер — это человек с представительскими склон­ностями и способностями. Он — выразитель общих для коллек­тива позиций его членов. Именно поэтому люди объединяются вокруг него и идут за ним даже тогда, когда поднимаемые им вопросы не затрагивают прямо их личных интересов. Успех ли­дера тем вероятнее, чем четче он представляет связь между воз­можностями разрешения проблем коллектива и тенденциями раз­вития общества в целом.

Лидер способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых распоряжений и команд. Он в высокой степени наделен «чувством локтя», умеет убеждать, склонен поощрять. Он обла­дает неформальным авторитетом (ему подчинялись бы, за ним бы шли, даже если бы он не имел никакого руководящего поста). Лидер оптимистичен: уверен, что подавляющее число проблем, которые встают перед людьми, разрешимы. Умеет пла­нировать совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива. Люди без особых колебаний согла­шаются на участие в делах, которые он организует, так как зна­ют, что он не станет предлагать им бесполезную работу. Он спо­собен вовлекать людей в выполнение необходимых коллективу, но не очень выгодных для отдельных исполнителей дел. Умеет инициировать полезные высказывания сотрудников, способен использовать для принятия коллективных решений мнения и предложения, противоположные собственной позиции.

Лидер — это человек, за которым идут не в силу формально­го подчинения по должности или из «страха перед начальст­вом», а потому, что он обладает способностями и умениями де­лать организуемые им дела интересными и привлекательными для других людей.

Существует представление, что вести за собою людей чело­век может лишь тогда, когда обладает готовностью утешить их в трудные моменты жизни. Это в большой степени верно. Если человек уважает людей, относится к ним доброжелательно, скло­нен оказывать помощь в поиске справедливых решений, добр и способен к сопереживанию, умеет ободрять, выражать сочувст­вие и делает это всякий раз, когда от него этого ждут; если к тому же он предупредителен и вежлив, люди будут тянуться к нему. Лидер с такой установкой на утешение находит время, чтобы выслушать людей, и умеет слушать; он серьезен при об­суждении личных трудностей работников; своим оптимистиче­ским подходом к проблемам вызывает у людей веру в свои си­лы. С ним легко разговаривать на любую интимную тему, так как он умеет хранить тайны. Люди идут за ним, ибо верят, что в случае необходимости он придет им на помощь.

Главное, что влечет к такому человеческому типу — это дове­рие к людям. Как известно, когда человек доверяет людям, те в большинстве своем платят ему той же монетой.

Но качества «утешителя» могут принести пользу делу лишь в том случае, если они сбалансированы в лидере установкой на рациональный анализ тех проблем, с которыми люди к нему обращаются.

Лидерство в группе может быть трех типов: эмоциональное — сердце группы; информационное — ум группы; деловое — руки группы. И если руководитель одновременно и ум, и сердце, и руки группы, то он будет пользоваться настоящим авторитетом и уважением.

После того, как вы определили, администратор вы или ли­дер, попробуйте проверить себя как руководителя по тесту, взя­тому из книги Л. Д. Кудряшевой.

 


Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz