рекомендуется
использовать в работе классных руководителей,
воспитателей групп
продленного дня, социальных
работников, учителей
начальной школы.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Я приглашаю вас на уроки. Они для вас.
Попробуем прожить их вместе, а не принять к сведению информацию. Они объединены
единой целью - создать условиядля
вашего комфортногосуществования. Я с
уважением отношусь к вашимвозможным
родительскимпроблемам. Итак, за дело!
ЕСЛИ В СЕМЬЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЛЮБОВЬ
И СОГЛАСИЕ,
СЕМЬЯ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ,
СТАНОВИТЬСЯ ПРОСВЕТ-
ЛЕННОЙ И ДУХОВНОЙ, НО ЕСЛИ В НЕЙ
ЦАРЯТ ВРАЖДА
И НЕНАВИСТЬ, ТО РАЗРУШЕНИЕ И
РАСПАД НЕИЗБЕЖНЫ.
АБДУЛ-БАХА
М
Н ЕК А Ж Е Т С Я ...
МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ВСЕ ЗЛОВ МИРЕСЕМЬИ ОТ НЕЛЮБВИ. ПО
ОТНОШЕНИЮ СУПРУГОВ ДРУГ К ДРУГУ, К СВОИМ ДЕТЯМ, К СВОИМ ВЗРОСЛЫМ РОДИТЕЛЯМ, В
РЕЗУЛЬТАТЕ - КО ВСЕМУ ВМЕСТЕВЗЯТОМУ. ОДНО
ИЗ ВИДИМЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭТОГО ЗЛА - НАРУШНИЕ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ СОБСТВЕННЫМ
РЕБЕНКОМ. СТИЛЬ ОБЩЕНИЯДЕЙСТВУЕТ НА
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА,ЕГО РАЗВИТИЕ,
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ. ЕСЛИ В ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ ПРЕОБЛАДАЮТПРИКАЗЫ, УКАЗАНИЯ, КОНТРОЛЬ, НАКАЗАНИЯ
РЕБЕНОК РАСТЕТ ЗАБИТ-ПОСЛУШНЫМ, БЕЗЫНИЦИАТИВНЫМ, ИЛИ, НАПРОТИВ,
АГРЕССИВНО-СОПРОТИВЛЯЮЩИМСЯ. ЭТО СОПРОТИВЛЕНИЕ ВСЕМ И ВСЕМУ МОЖЕТ
СОПРОВОЖДАТЬ ЕГО И В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНИ. У НЕГО ПЛОХАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ,
ПОДАВЛЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА, ОТСУТСТВУЕТ ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,
ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЕ БЕЗРАЗЛИЧИЕ, ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ.
БОЛЬШИНСТВО
ПАП И МАМ ОБРАЩАЮТСЯ ТОГДА ЗА ПОМОЩЬЮ КСОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГАМ, ПСИХОЛОГАМ. ОНИ ИСКРЕННЕ ХОТЯТ ИЗМЕНИТЬ ОБСТАНОВКУ
В СЕМЬЕ, ПОВЛИЯТЬ... КАК ПРАВИЛО, ТАКИЕ РОДИТЕЛИ САМИ БЫЛИ В ДЕТСТВЕ ЖЕРТВАМИ
ЖЕСТКОГО ВОСПИТАНИЯ.СТИЛЬ
РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ НЕПРОИЗВОЛЬНО "ЗАПИСЫВАЕТСЯ"
И ЗАПЕЧЕТЛЕВАЕТСЯ УЖЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. СТАВ ВЗРОСЛЫМ, ЧЕЛОВЕК
ВОСПРОИЗВОДИТ ЕГО, КАК САМО СОБОЙРАЗУМЕЮЩЕЕСЯ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ ПРОИСХОДИТ
СОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ. ОНО НЕ МЕНЕЕ ЖЕСТКОЕ, ЧЕМ ГЕНЕТИЧЕСКОЕ. БОЛЬШИНСТВО
РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТЫВАЕТ СВОИХ ДЕТЕЙ ТАК, КАК ИХ ВОСПИТЫВАЛИ В ДЕТСТВЕ. СУЩЕСТВУЕТ
ОЧЕНЬ ТОНКАЯ И ОДНОЗНАЧНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ТЕМ, КАК РЕБЕНКА КОРМЯТ, УКЛАДЫВАЮТ
СПАТЬ, ДИСЦИПЛИНИРУЮТ, УЧАТ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, ОБНИМАЮТ, НАКАЗЫВАЮТ И ПООЩРЯЮТ, И
КОНЕЧНЫМ ПРОДУКТОМ - ВЗРОСЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.
ДРУГАЯ ЧАСТЬ
РОДИТЕЛЕЙ ЗНАЕТ, ЧТО ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО РЕБЕНКА НАДО УВАЖАТЬ, УДЕЛЯТЬ ЕМУВНИМАНИЕ, УЧИТЫВАТЬ ЕГО ПОТРЕБНОСТИ И
ИНТЕРЕСЫ. ОДНАКО, ЭТИТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ЗНАНИЯ О ПРИНЦИПАХ ПРАВИЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ПОМОГАЮТ. ТРУДНОСТИ
ОСТАЮТСЯ. ПЕРВОЕ, ЧТОНЕОБХОДИМО -
ОСОЗНАТЬ ИХ, А, ЗАТЕМ, НАЧАТЬ ТРЕНИРОВАТЬСЯ.СОЗНАТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - НЕ ТОЛЬКО
ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯВОСПИТАНИЯ, НО И
ОСОЗНАНИЕ ЕГО ЦЕЛИ. НУЖНО ПОСТОЯННО
СПРАШИВАТЬ: "ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ И ДЛЯ ЧЕГО Я ВОСПИТЫВАЮ СВОЕГО
РЕБЕНКА? РАДИ СЕБЯ? РАДИ РЕБЕНКА? РАДИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?
ЭТОВЕДЕТ КДРУГОМУ ВОПРОСУ: "ЕСЛИ РЕБЕНКА
ВОСПИТЫВАЮТ РОДИТЕЛИ,КТО ВОСПИТЫВАЕТ
РОДИТЕЛЕЙ? ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ -РЕШАЮЩИЕ ДЛЯ СУДЬБЫ СЕМЬИ И СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЕ ЛЮДЕЙ.
СС А М О Г ОН А Ч А Л А
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Вырежьте круг из бумаги. Представьте, что
это праздничныйстол. Попросите
ребенка вырезать маленькие кружки - это стулья. Пусть он расставит стулья за
столом для всех членов семьи мамы, папы, братьев, домашних.Обозначьте собственное место, но будет
неизменным. Предложите не просто всех посадить, арасположить всех таким образом, чтобы всем
было удобно. На каком расстоянии от вас ребенок посадит себя, супругу,
другихчленов семьи?Как близки вы для него? Подумайте над этим.
Ш К О Л Ь Н А ЯЖ И З Н ЬН А Ч А Л А С Ь ...
Д О Г О В О Р И М С Я ...
Дети пошли в шолу. Не говорите им с
первого дня, что порабраться за ум.
Школа сама постепенно введет их в рабочее состояние. Джон Стейнбек говорил:
"Мальчик становится мужчиной, когдавозникает необходимость в мужчине. Хотите вырастить мужчину - создавайте
такую необходимость в доме.
Защищать или не защищать своегоребенка от обидчиков - один из самых трудных
вопросов воспитания. Но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он
обижен. Терпимо относитеськ детским
рассказам о снах, и сами не рассказывайте детям сны. Бывает, что у сына травма
и даже тяжелая, а он мужественно молчит, чтобы не огорчить родителей. Укладывая
ребенкаспать, погладьтеего, убедитесь, что руки-ноги целы. Дети
частожалуются, что мы их не
понимаем, но чаще бывает, что дети непонимают нас. Когда вы что-нибудь объясняете ребенку, помните, что надо
опираться не на свой жизненный опыт, а на его. Мы приучаем ребенка говорить
"спасибо".Приучите его к
старомодному слову "благодарю". Время от времени говорите
ребенку:" благодарю тебя".
Постарайтесь, не реагировать бурно,
когда ребенок в толькочто отремонтированной
комнате развесил свои картинки, рисунки, вырезки из плакатов, начисто испортив
ремонт. Возможно, это его мир, воображаемый собственный успех или устремления.
Спочтением отнеситесь к проснувшейся
страсти. Когда вы о чем- нибудь спросите сына или дочь,стоит добавить:
«Если это тебя не затруднит». Вежливость
воспитывается тольковежливостью и
ничем другим.Когда ребенок неправильно
произносит слово, не говорите, что он ошибся, не стыдите, а тут же, без
нравоучительной интонации,произнесите
это слово правильно. И так каждый раз. Дети в шесть-семь лет не любят мыть
посуду, потому что в этом возрасте они очень брезгливы. Купите специальную
щетку, или подождите несколько лет.Когда надо воспитывать женственность? С года. Папа должен относиться к
девочке как к маленькой леди.
Иногда говорят: "Пусть поплачет,
ничего не случится!" Нет, случится. Слезы вовсе не безопасны для детской
души. Порой родители беспощадны к своим детям. Помните, что беспощадность это
та же несправедливость. Учите детей во всех бедах уповать на поворот к лучшему,
бойтесь вырастить детей ни на что не надеющихся.
Снова и снова: какую радость вы
доставили детям в последнийраз? Не
бойтесь, радостью ребенка не испортишь.