УДК 74. 204.2
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.В.
Панова, к.п.н., СПб АППО
Аннотация
В статье раскрывается содержание осмысления профессионального развития
педагога в реализации жизненных стратегий. Раскрыты идеи гуманизации
образования через профессиональное мировоззрение, аксиологические
характеристики педагогической деятельности
с учетом перемен в образовании. Сделан вывод о возрастании значимости личностно-профессионального развития
педагога как смыслообразующего фактора педагогической деятельности в современных
условиях.
Ключевые слова: личностно-профессиональное
развитие педагога, самоактуализация, педагогические ценности, смысл педагогической деятельности
Определение путей личностно-профессионального
развития педагога является центральной проблемой повышения качества и
эффективности образования.. Ее актуализация связана с пониманием теоретиками и
практиками и самих образующихся того,
что образование – это не только подготовка к жизни, но и сама жизнь.
Образованный человек сегодня уже не мыслится только как овладевший частью
социального опыта, использование которого осуществляется в стандартных
ситуациях. Сегодня сам стандарт образования и овладение им рассматриваются как
условие жизненного и профессионального самоопределения.
На повышение эффективности и качества образования
направлены, по сути новая редакция Закона РФ «Об образовании», приоритетный
национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа», где установка на развитие педагогического потенциала
конкретизируется в федеральных государственных стандартах образования,
профилизации общего среднего образования, подушевом финансировании, которые
являются внешними по отношению к педагогическому процессу.
Теории
развития человека,
обретения им
компетентности развиваются во всех
направлениях педагогики, что свидетельствует, прежде всего о том, что
понятийно-категориальный аппарат еще находятся в процессе своего становления [1].
Развитие педагога протекает на фоне многочисленных попыток определить и
эмпирически задать нормативные параметры этого развития, что проявляется, с
одной стороны, как стремление каждого педагога к свободному самоосуществлению,
самоактуализации в жизни, а с другой – соответствует социальному заказу
общества, который выстраивается на
основе понимания профессиональных смыслов личностно-профессионального развития
в целом [4].
Осмысление проблемы формирования
личностно-профессионального развития педагога давно назрело в
педагогической науке, актуальность которой обусловлена рядом противоречий,
обострившихся в последнее десятилетие:
·
между
разрабатываемой образовательной парадигмой, рассматривающей личность педагога
как цель отечественной системы педагогического образования и неправомерно
сохраняющимся взглядом на него как средство решения текущих
социально-исторических задач;
·
между
высоким уровнем осознания самоценности
личности педагога и традиционной методологией системы высшего
образования, направленной на формирование человека лишь как специалиста;
·
между
потребностями педагога в самореализации в пространстве педагогической
действительности и реальными условиями, имеющимися средствами материального
стимулирования, недостаточными для формирования культуры педагогической
деятельности;
·
между
объективной потребностью формирования
личностно-профессионального развития педагога в педагогической
деятельности и недостаточной разработанностью теоретических основ этого
процесса.
|