Главная | Регистрация | Вход | RSS Воскресенье, 19.05.2024, 23:55

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Ноябрь » 27 » Статья фрагмент
18:43
Статья фрагмент

Активность как фактор личностно-профессионального развития  жизненной стратегии педагога

 

Н.В. Панова, к.п.н., доцент СПб АППО

 

Активность, активность личности, субъектная активность, надситуативная активность, интеллектуальная активность, творческая активность, смыслообразующая активность

 

Категория активности является основой научного знания о личностно-профессиональном развитии педагога, совершенствования его познавательных и творческих возможностей личности. Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма. Не обладая активностью, человек не может существовать как член общества.

Активность личности изучается в философии, психологии, физиологии, биологии, антропологии и других науках. Основы современного понимания природы активности человека заложены, прежде всего, в работах М.Я. Басова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. У М.Я. Басова человек выступает как активный деятель в среде. Развивая идею активности отечественные ученые  указывали на  влияние исторического опыта человечества, сконцентрированного в формировании активности человека [5]. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Он рассматривал деятельность как специфическую для человека форму активности. В теории установки Д.Н. Узнадзе исследует развитие установки субъекта, анализирует закономерности активности, замечая, что «личность человека создают установки, которые являются причиной того, что для некоторых основным источником энергии является одна система потребностей, а для других – другая» [16]. 

В связи с этим не существует одного общепринятого определения данной категории. С точки зрения методологии наиболее приемлемым является путь, который подразумевает вычленение сущностных признаков и видов активности, ее компонентов и особенностей проявления. Выявляя общие признаки понятия активности, необходимо  осознать, что в деятельности педагога в настоящем оно становится  особенно актуальным в связи с возрастающим темпом жизни общества, появлением новых условий существования, коммуникативных возможностей, в которых формируются особые отношения личности с другими людьми и объективной реальностью. С одной стороны, это способствует увеличению средств и способов самореализации педагога, а с другой стороны, мы все чаще наблюдаем пассивность в деятельности, которая становится причиной инфантильности конкретного человека. Несомненно, совершенствование активности педагога как важного аспекта деятельности становится  определяющим в творческом и нравственном преобразовании действительности. Становление такого человека напрямую зависит от целенаправленного воздействия педагога на воспитание. Именно в воспитании как целенаправленном специально организованном процессе происходит развитие социальной сущности учащегося.

Особую роль в решении вышеуказанной проблемы призвана играть школьная система. Ученик в этой системе становится той основой, относительно которой выстраивается весь педагогический процесс. Изучение механизмов зарождения, развития и проявления активности имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию направленности на улучшение образовательно-воспитательного процесса. Современное представление о природе, источниках, формах и видах, содержании и механизмах проявления активности педагога как любого человека складывается на основе анализа проблем поведения, деятельности, общения и познания.

Еще А.Н. Леонтьев в одной из своих последних публикаций писал: «Наряду с проблемой установки в психологическом анализе открылась и еще одна, пожалуй, самая сложная проблема. Это проблема явлений активности, которая образуют трудно улавливаемые, но, тем не менее, реальные моменты человеческой деятельности, возвышающие ее над функцией прямой или косвенной адаптации к наличным или предполагаемым требованием ситуации. Моменты эти составляют внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности к ее самовыражению. Но эта проблема, на которую мы постоянно наталкиваемся в жизни, в огромной степени остается делом будущего» [10].

Личность педагога не просто изменяется на протяжении жизненного пути – она выступает как ее организатор. Организация жизни – это способность так связать и осуществить дела, ситуации, чтобы они подчинились единому замыслу, сконцентрировались на главном направлении, это способность придать им желательный, определенный ход.

Это проистекает из выбранной жизненной стратегии личности, которая разработана в акмеологии К.А. Абульхановой-Славской и подчеркивает, что деятельность педагога строго регулируется в противоположность стихийному, способу активности [1].  Она (деятельность) включает  оптимальные ресурсы личности для  достижения результативности. Строя свою жизнь, продумывая ее стратегию, педагог обязательно сопоставляет, как его планы вписываются в инновационное направление в русле современных тенденций развития, какие процессы влияют на  повышение результативности деятельности в целом. Таким образом, результативная жизненная стратегия педагога напрямую связана с его активностью и ответственностью.

Рассматривая проблемы субъектной активности педагога,  мы обнаруживаем его в реактивном и импульсивном поведении. Понимаемая нами субъектная активность педагога как разновидность индивидуальных особенностей доступна для обретения педагогом регуляторного опыта в личностном самоопределении. Регуляторный опыт становится важной причиной совершенствования осознанной саморегуляции активности педагога в действиях и поступках.  В числе таких причин можно выделить в первую очередь важность субъектного и деятельностного  подхода. Она очевидна, т.к. каждый вид деятельности педагога имеет технологию, закрепленную его культурой. Разработка и его сопровождение требуют изменения в изучении  педагогической деятельности при анализе общения педагога, его взаимодействия и взаимопонимания в профессиональной среде. В рамках этих подходов зреют аспекты анализа психической жизни человека; раскрываются механизмы функционирования психических явлений, наблюдаемых в повседневных условиях, а также механизмы, определяющие динамику и направленность психического развития. В числе этих механизмов важнейшее место занимают система саморегуляции деятельности и последовательное структурирование опыта, определяющие, по нашему мнению, активную, целенаправленную и конструктивную позицию педагога в повседневной жизнедеятельности и перспективе его развития. В практической жизни подобная позиция характеризует его как самостоятельного и творческого.

Активный человек ощущает свое отличие от других людей,  понимание того, что данное действие может совершить только он и никто другой, что является важным стимулом активности. Такой педагог умеет радоваться маленьким победам. Он всегда сохраняет чувство ответственности за свои поступки и ощущает себя свободным делать то, что он считает нужным [7]. Личность педагога становится успешной, достигая желаемого результата в постоянно меняющихся условиях жизни. Духовно-нравственное развитие педагога  сводится к следованию моральным нормам и воспроизводству культуры. Это позволяет говорить о духовности как об основной ценности, определяющей смысл человеческого бытия, через которую реализуется творческое, разумное, нравственное начало в человеке. В конечном итоге, думается, именно духовное развитие педагога должно обеспечить его активность в целом. Далее…..

Список литературы: 

1.                  Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности //Психологический журнал. –1985. –Т. 6. – № 5. – С. 3-18.

2.                  Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов н/Д.: Феникс, 1983. – 275 с.

3.                  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.  – М., 1968. – 464 с.

4.                  Брушлинский А В. О субъекте психологии. – М., 1995. – 245 с.

5.                  Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения.: В 6 т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – С. 33-48.

6.                  Добрынин Н.Ф. Проблема активности личности и общественной значимости в психологии. //Вопросы психологии личности /под ред. Игнатова. М., – 1960. – С. 87-98.

7.                  Комарова С.Л. Оптимизация отношений субъектов политической  деятельности  дис….канд. психолог. наук. – М., 2002. 211 с.

8.                  Кондратьев С.В. Психологические закономерности и механизмы становления социальной сущности человека в персонифицированном обучении: автореф.  дис…. доктора психол. наук. – Калуга, 2004. – 26 с.

9.                  Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека..: дис. доктора псих. наук. – Свердловск, 1984. – 271 с.

10.              Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. – Т. 1. – М: Педагогика, 1983. –391 с.

11.              Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.. – М., 2003. – 487 с.

12.              Леушканова С.В. Влияние смысловой сферы личности на проявление творческой активности в деятельности канд. психолог. наук. – Южно-Сахалинск, 2005.

13.              Медведская  Т.С. Активность личности: сущностные признаки, структура и особенности проявления в юношеском возрасте 2011. – С. 26.

14.              Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности //Вопросы психологии. 1996. – №1. – С. 5-19.

15.              Пуфаль-Стузик И. Структурно-иерархическая модель творческой активности личности: автореф…. дис. доктора  психол. наук , 2003. –28 с.

16.              Узнадзе Д.Н. Эспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси, 1961. С. 21.

17.              Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.  – 367 с.

18.              Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии. 1999. - № 2 (18). – С. 74–80.

19.              Шрейбер Т.В. Детерминанты смыслообразующей активности личности: на материале исследования старших школьников: автореф. дис…..канд. психол. наук. – Ижевск, 2006.

Просмотров: 645 | Добавил: Карпенко | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz