Особенности личностно-профессионального опыта педагога в формировании жизненной стратегии учащихся
Панова Н.В.
Современное общество испытывает потребность в активной, продуктивной личности, способной к изменению в процессе деятельности, к выстраиванию собственной жизненной стратегии. В связи с этим современное образование нуждается в педагоге, обретшем позицию собственного преобразования, глубоко осознавшем смыслы своей педагогической деятельности, устремленном к активной самореализации в образовательном пространстве на разных этапах жизненного пути.
Профессия педагога требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Выполнить возложенную на него миссию педагог сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, совершенствовать свою личность, противостоять деформациям, достигнет педагогического мастерства и сохранит его на протяжении всей педагогической деятельности на различных этапах профессиональной деятельности.
Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования и адаптивности образовательной системы к уровням и особенностям развития в подготовке педагогов. Качество основного фактора обновления системы образования обеспечивает личность учителя. Этот процесс неоднозначный и в образовательной практике наблюдается обострение следующих противоречий:
• между утвердившимся образом профессиональной деятельности педагога с творческой направленностью педагогического мышления и сложившейся моделью профессионального образования, ориентированного преимущественно на традиционную «знаниевую» парадигму педагогической деятельности;
• между необходимостью мобильно реагировать на непрерывно меняющиеся требования к развитию субъектов образовательного процесса и характером сложившейся системы подготовки педагога;
• между социальным заказом на высоко компетентного специалиста и отсутствием разработанных механизмов в преодолении таких негативных явлений, как ранние педагогические кризы, педагогическое истощение, замедление и прекращение профессионального роста педагога.
Снижение указанных противоречий возможно благодаря личности педагога в процессе социализации, когда его опыт обогащается нравственными нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями, определяемым наличием умений и навыков, способностями к действию, и мерой их реализации в определенной сфере деятельности и общения, потребностями личности, а также тем, как она их удовлетворяет используя богатый методологический опыт, основываясь:
• на теории системного подхода образовательных систем (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.);
• на теории управления системой непрерывного педагогического образования (И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, А.Е. Марон, А.П. Тряпицына, Р.М. Шерайзина и др.)
• на теории личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, С.И. Якиманская, В.А. Сластенин, В.В. Сериков и др.).
Социальная ситуация подчеркивает востребованность личности педагога, обладающего человеческими качествами как важным ресурсом развития, и умение им пользоваться, требующая определенного опыта [5].
Список литературы:
1. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. – М., 1981.
2. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера Производственного обучения профтехучилища. – М.: Высшая школа, 1989.
3. Леонтьев А. Н. Основы -теории речевой деятельности. – М., 1974. – С. 15.
4. Панова Н.В. Реализация личностно-профессионального развития педагогов на разных этапах жизненного пути. II Международный образовательный Форум «Личность в едином образовательном пространстве» Выпуск 2 (3) апрель 2011 года (4–6 мая 2011 года) Украина, г. Запорожье:
http://www.zoippo.zp.ua/pages/el_gurnal/el_gurnal.html 5. Панова Н.В. Роль педагога в формировании социальной компетентности учащихся начальной школы при внедрении стандартов второго поколения//Роль личности педагога в духовно-нравственном развитии учащихся: сб. научно-методических мат. – СПб.: СПб ИВЭСЭП, 2011. – С. 56–63.
6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969. – С. 587.
7. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – С.119.